"Автосамоделкины" из бывшего Советского Союза в условиях ограниченного предложения на авторынке самостоятельно расширяли линейки моделей транспортных средств, вышедших с конвейеров советских автозаводов.

Чтобы купить в СССР долгожданный автомобиль, надо было ждать очереди годами, при этом машины были чрезвычайно дороги, а советская промышленность не радовала покупателей разнообразием. Поэтому умельцы в одиночку, без конструкторских бюро, создавали модификации на базе отечественных моделей, до которых у заводов не доходили руки.

Они исходили из двух простых принципов - чтобы было удобно и "чтобы красиво", совмещая первое со вторым на свой вкус. Иногда получался "колхоз" и явная безвкусица, но время от времени из гаражей на свет появлялись уникальные произведения автоискусства, памятники изобретательности и трудолюбию советских граждан. И многим этим уникальным экспонатам на колесах место в музее.

Эксперты журнала "За рулем" представили несколько подобных экземпляров.

Если приглядеться к этой забавной пародии на американский автопром 1950-х, видно, что в его основе - Москвич-401, но творчески переработанный.


А в этой самоделке соединились "Волга" ГАЗ-24 с деталями от чехословацкой "Татры" и иных советских машин (к примеру, дверные ручки тут от Москвича-2140).


Еще одна "Волга" - ГАЗ-24-02. Этот трехдверный вариант универсала сделан так старательно и аккуратно, что выглядит как редкая модификация серийной модели.


У этой "Волги" ГАЗ-21 чехол для запаски сзади в стиле американских автомобилей 1950-х гармонирует с задними фонарями от Москвича-408.


Этот ГАЗ-69, попав в руки умельцев, превратился в более практичный в нашем климате автомобиль с жестким верхом.


Когда-то на Серпуховском заводе сделали опытный образец универсала на базе инвалидки С-3Д - двухместной четырехколесной автомотоколяске. Но в серию он не пошел. А умельцы сделали на ее базе практичную машину, в том числе, поставив нормальные, а не крохотные штатные колеса.


Вот тоже переделанная "инвалидка", но это уже амфибия. Ее сделал Юрий Чумичев еще в 1966 году. Называется эта модель "Катама". Она создана по лодочной технологии - деревянный каркас обшит фанерой. Ходовая часть - от базового варианта серпуховской "инвалидки" С-3А, которая выпускалась с 1958 по 1962 год. А двигатель от мотоцикла Jawa приводил в движение или гребной винт, или колеса.


Пикапы на базе "Запорожца" (ЗАЗ-968МП) выпускали в небольших количествах серийно. Но из него, оказывается, можно сделать автомобиль с еще более внушительными грузовыми свойствами.


Братья Анатолий и Владимир Щербинины вместе с братьями Станиславом и Юрием Алгебраистовыми создали первое советское спорткупе еще в 1969 году. У него был самый солидный из всех доступных в то время двигателей - от ГАЗ-24, детали - от ЗИМ ГАЗ-12 и ГАЗ-69. Весило это авто 1250 кг, а разгонялся этот muscle car максимально до 150 км/ч. Автомобиль снабдили двухместным кузовом типа "Гран Туризмо", поэтому и остался он в истории под названием ГТЩ (Гран Туризмо Щербининых).


Рижский автомобиль Петра Назарова "Камелус", по сути, представлял собой вариацию на тему хэтчбека на агрегатах "копейки". Кузов - стеклопластиковый, тормозная система самодельная - двухконтурная.


Ну и, конечно, знаменитая "Панголина" Александра Кулыгина, умельца из Ухты. Она поражала воображение неизбалованных дизайнерскими изысками граждан в начале 1980-х. Автор использовал для ее создания агрегаты от ВАЗ. Автомобиль удивлял, в частности, подъемной крышей с электроприводом. "Панголина" стала своеобразным ответом знаменитым Lamborghini Countach и DeLorean DMC-12. Ее кузов был собран из стеклопластиковых панелей, навешанных на пространственную трубчатую раму. Разгонялся этот автомобиль до непостижимых для советских моделей скоростей - 180 км/ч.


Остальные уникальные самодельные авто времен СССР и примеры "русского тюнинга" на сайте журнала "За рулем".